Логопедия для всех
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи на тему: «Защитники Земли русской» на материале лексической темы «Военная техника. Профессии» для воспитанниковЦель: формирование лексико-грамматических категорий речи посредством различных игр и упражнений на материале лексической темы «Военная техника. Профессии» Задачи: -двигательные навыки, прямую осанку. Коррекционно-образовательные: - обобщать и систематизировать знания детей о военной технике Российской армии, военных профессиях, родах войск; - активизировать словарный запас по теме; - познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря». формировать лексико - грамматического навыки: усвоение категорий Предложного, родительного падежей, закреплять умение классифицировать виды военной техники (уметь образовывать обобщающие слова), образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, закреплять знания о военных профессиях Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, внимание, воображение, память, мышление, формировать правильное дыхание, осанку, артикуляционный аппарат, зрительное и слуховое внимание, память, общую моторику, фонематические процессы, воображение. Коррекционно-воспитательные: - приобщать детей к истокам русской народной культуры; - воспитывать духовно – нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества; - уважение к защитникам Отечества; - воспитать интерес к изобразительному творчеству. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. Методы и приемы: - практические (игровые): физкультурная минутка, мимические, артикуляционные, дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементы психогимнастики. - наглядно-демонстрационные: презентация, предметные картинки с изображением военной техники. - словесные: инструкции, беседа, речевые игры, поощрение Оборудование: - музыкальный центр; - ноутбук, экран, проектор; - презентация; - мольберт; - предметные картинки «Военная техника»; - магниты -сюрпризный момент: дидактическая игра для детей «Военная техника». Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия, звон колоколов, «Богатырская наша сила». Предварительная работа - Загадывание загадок по теме недели, рассматривание иллюстраций «Военная техника», «Рода войск» сбор данных о месте прохождения службы отцов и дедушек, отбор фото родителей в военной форме, разучивание стихотворения (девочками к занятию). - чтение отрывков из былин о русских богатырях; - просмотр фрагментов из художественного фильма или мультфильма «Илья Муромец»; - толкование пословиц и поговорок о богатырях. Место проведения: музыкальный зал
Ход организованной образовательной деятельности: I. Организационный момент. Логопед. Здравствуйте! Меня зовут Регина Мингаязовна. И сегодня я проведу с вами занятие. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им доброго дня. Сейчас мы сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя свежесть, доброту, легкость, и выдохнем через рот все обиды, и огорчения. (Дети повторяют вдох и выдох 2раза). Садитесь на стульчики. Логопед: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое название – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Все может наша родная земля: накормить тебя хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя она не может. Внезапно раздается звон колокола, предупреждающий о беде. Логопед. Что случилось? На экране появляется Илья Муромец: Беда! Беда! Добры молодцы и красны девицы! Я – богатырь, Илья Муромец. Случилось горе великое. Добрыня Никитич и Алеша Попович стояли у заставы (границы) российской, мимо которой не мог ни зверь проскользнуть, ни птица пролететь. Крепко стояли они на страже Родины. Да вот беда случилась: Змей Горыныч хитростью заманил и удерживает в сырой темнице (пещере) Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Некому теперь защищать Землю – Матушку. Один я остался. Собираю дружину славную, которая сможет спасти наших защитников от злодея. Логопед. Ребята, а вы знаете, кто такие богатыри? (Ответы детей) Логопед. В старину богатырями назывались воины, которые стояли на защите Отечества. Когда беда приключалась на защиту своей родины вставали все до единого. Земля наша в опасности. Поможем Илье Муромцу? Вы готовы найти пещеру Змея Горыныча и спасти Алешу Поповича и Добрыню Никитича? Дети: Да. II. Основная часть Логопед. Тогда отправляемся в путь. Но помните, путешествие будет трудное. По дороге могут встретиться враги хитрые и коварные. Главное наше оружие – знание. Под музыку «Богатырская наша сила» дети маршируют по залу. Садятся. Баба-Яга. Ух, ух, ух, чую русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев да девиц ко мне в лес забрело. А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите? Логопед. Здравствуй, Баба-Яга! Путь у нас нелегкий. Идем богатырей русских из неволи вызволять. Баба-Яга. Вон че удумали. Путь ваш лежит через мой лес. Не пропущу я вас. Злая я. Старая стала. Помогать мне некому. Никто ко мне не приходит. Скучно мне и грустно. Логопед. Ребята, а давайте мы Бабу-Ягу развеселим. «Мимико-артикуляционные упражнения». - покажем злую Бабу-Ягу (хмурим брови, губы «трубочкой). - покажем добрую, Бабу-Ягу («улыбка») (2 р) Ребята, поможем бабуле в избушке прибраться: - вымоем окно (круговое движение языком во рту по часовой и против часовой стрелке); - подметем пол (выполнить чистящие движения языком по нижним зубам сверху вниз, влево-вправо); - на стены картины повесим, чтобы красиво было в избушке (кончиком языка упереться в одну, затем в другую щеку с внутренней стороны); - блинчики напечем (открыть рот положить широкий распластанный язык на нижнюю губу); - чай в чашку нальем (широкий язык поднять кверху в форме «чашки») и подуем на чай, чтобы остудить; Чтобы бабушка добрая стала, давайте подарим ей комплементы, скажем какая она. Логопед. Ребята, Баба-Яга летает в ступе. Ей интересно, на чем люди сейчас летают. (Ответы детей: люди летают на вертолетах, самолетах.) Как это все можно назвать одним словом? Это все воздушный транспорт. Хорошо у тебя Бабулечка-Ягулечка, но нам дальше нужно идти. Путь далекий, пешком добираться долго. Как же нам дальше добраться до Змея Горыныча? Б.Я. Есть тут у меня самолет. Да непростой - военный. Для себя берегла. Так уж и быть, отдам вам. Счастливого пути! Логопед. Полетим на самолете. Кто управляет самолетом? (Летчик, пилот). Это маленький самолет. Мы все в него не поместимся. Что же сделать, чтобы у нас у каждого был свой самолет? Придумала! Знаю я волшебные слова. Если мы все вместе постараемся и все правильно сделаем и скажем, то волшебство подействует и у нас у каждого будет свой самолет. Физимнутка «Самолет» Мы садимся в самолет, Шлем наденен — и в полет. (показываем «шлем» над головой), (разводим руки широко в стороны), Над морями и лесами, Над горами и полями, (показываем руками волны, лес, горы, поля) Облетим весь шар земной. (обхватываем воображаемый шар) Вернем богатырей домой (движения руками себе) Полетели. У-у-у Ветер сильный. Приземлились. Соловей - Разбойник. (Свистит). Ага, попались голубчики. Я как свистнул!!! И сбил все ваши самолеты. Вон, посмотрите, сколько у меня уже лежит сбитой мной техники. Зашумленная картинка с изображением разных видов военной техники. Логопед. Это все проделки Соловья-Разбойника. Я вижу ракету. А что видите вы? (Ответы детей) Соловей- Разбойник, ты где? Где ты? Ребята, давайте глазами поищем, где он. Зрительная гимнастика (движение глаз вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, закрыть и открыть глаза). Не находят. Логопед. Некогда нам с тобой разговаривать. Нам в дорогу надо. Соловей - разбойник. Выполните мои задания, тогда и пройдете. Есть у меня один корабль. Дую, дую, ну никак не могу его с курса сбить. Сможете его сдвинуть, тогда и пропущу Дыхательная гимнастика. «Подуй на корабль» Игровое задание «Чего нет?» На мольберте предметные картинки водной военной техники. Дети закрывают глаза. В это время один из предметов исчезает. Дети должны сказать «чего нет». Как всю эту технику назвать одним словом?(Это все водный военный транспорт (водная военная техника)) Игра «4-лишний» Логопед. Дальше мы поедем на машине. Логопед. Мы все твои задания выполнили, пропускай нас. Соловей – разбойник. Ладно, ладно, идите Логопед. Вот и добрались мы до Змея Горыныча. Змей Горыныч. Кто посмел меня потревожить? Логопед. Мы пришли богатырей русских освободить. Змей Горыныч. Отпущу их, коль ответите на мои вопросы. А вопросы у меня очень трудные. Если не ответите, вас в пещеру заточу. Игровое упражнение «Один-много» Упражнение “Кто что делает?” Логопед. Я говорю, что делает этот человек, а вы называете его профессию. Логопед: Управляет самолетом. Ребенок: Летчик Логопед: Охраняет границу. Ребенок: Пограничник. Логопед: Управляет кораблем, отдает команды Ребенок: Капитан военного корабля.. Логопед: Управляет танком, смотрит в прицел, стреляет. Ребенок: Танкист. Логопед: Охраняет границу с моря, служит на подводной лодке. Ребенок: Подводник. Логопед: Управляет поездом Ребенок: Машинист Логопед: Управляет машиной Ребенок: Водитель Логопед. Молодцы! Со всеми заданиями справились Появляется картина «Три богатыря» (Слайд из мультфильма) Логопед. Вот они все вместе. Богатыри. Спасибо вам добры молодцы, да красны девицы за службу верную, за помощь, Ну, а нам пора защищать границы русские. Логопед демонстрирует репродукцию картины В. М. Васнецова «Три богатыря» А вот так их запечатлел на своей картине замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В. М. Васнецова. Посмотрите внимательно на картину. Дети самостоятельно рассматривают картину, обмениваются впечатлениями. III . Заключительная часть. Пора возвращаться. В обратный путь мы поскачем на конях резвых (Скачут на импровизированных конях) Садятся на стульчики. Логопед. Рефлексия. Оценка деятельности детей. Ребята, мы с вами и Бабу - Ягу рассмешили, и Соловья-Разбойника встретили, и у Змея-Горыныча побывали, богатырей помогли освободить. Много разных заданий по дороге выполняли. Скажите, какое задание вам показалось самым сложным? А какое, наоборот, самым легким? Что было самым интересным? В наше время существуют богатыри? (Ответы детей) Логопед. В наше время богатыри - это наши солдаты. Есть такая профессия – Родину защищать! Русские солдаты – это гордость и слава нашей армии и, конечно же, России. Мне было очень интересно с вами. Вы-молодцы! Я хочу подарить вам эту игру. Играйте и узнавайте новое. Помните. Вся сила-в знаниях. 17 октября 2020 в 17:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.