Логопедия для всех
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 19925.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Регина Воронцова (УИ №803220, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: · показать значимость и взаимосвязь развития кистевой моторики у детей; · познакомить с традиционными и нетрадиционными методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности; · создать условия для педагогического общения; вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики в домашних условиях. Участники: родители и педагоги. Оборудование: пособия на развитие мелкой моторики, бумага, клей, презентация . «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский
Введение. 1. Организационная часть Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Наше выступление мне хотелось бы начать с загадки: Двое белых лебедей -
Тема нашего выступления посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Т.е., чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Следовательно, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. В последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Зачастую родителям некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. 2. Практическая часть. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать, поглаживать пальчики, ладошки, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. Остановимся на некоторых из них. 1. Пальчиковая гимнастика. Это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. 2. Игры-моталочки. Ребенок накручивает ленточку на палочку, к концу которой крепится какая-нибудь игрушка. Данное пособие можно использовать как в соревнованиях, так и в индивидуально. 3. Пазлы, разрезные картинки, мозаика, разные виды конструкторов, собирание деревянных матрёшек, пирамидок являются отличным средством для развития сообразительности, памяти, внимания, усидчивости и, конечно же, мелкой моторики. 4. Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки. С прищепками: «Солнышко», «Ёлочка. Нужно закрепить бельевые прищепки вокруг картинки. У вас получатся симпатичные солнышко и елочка. Можно использовать как готовые шаблоны, так и вырезанные картинки из журналов, книг; с граненными карандашами. Выполнение различных статичных и динамичных упражнений при помощи пальцев рук и карандаша. «Бусы для мамы»: изготовление бус из макарон разной формы (нанизывать на толстую веревку); Различные виды шнуровок. Шнуровка – это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка; откручивание и закручивание крышек; игры с крупами, песком: рисование различных узоров, букв, цифр. Пособие «Волшебная коробка», в которой насыпана крупа. Ребенку нужно отыскать мелкие предметы или буквы. игры с пуговицами. Можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т. д. и предложите ребенку выложить пуговицами рисунок. Можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц; счетные палочки. Выкладывание различных предметов из счетных палочек. 5. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Для каждого возраста существуют разные варианты приемов и нетрадиционного рисования: рисовать можно пальчиками, пуговицами, камушками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Начинаем от простого и постепенно переходим к более сложному. Так для начала подходит пальцевая живопись. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". Рисование с использованием пластилина. 6. «Игры в файлах». Подходит для многоразового использования. Распечатанный черно-белый рисунок кладется в файл. Например, собака. Можно из обычной собаки сделать собаку-долматинца. Для этого поверх файла на рисунок накладываются кусочки пластилина, т.е. делаются «пятнышки» Таким же образом можно украсить бабочку. 7. Раскрашивание карандашом, мелками, красками. 8. Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. 9. Оригами– складывание фигур из бумаги. 10. Поделки из природного материала. 11. Математический планшет «Геометрик» прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек Ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме. 12. Бизиборд. Застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Ребенок учится застегивать ремень, пользоваться розеткой, открывать ключом замок. 13. Деревянные лабиринты— это спирали с нанизанными на них мелкими фигурками из дерева. Передвигая их по определенной траектории, малыш тренирует координацию своих движений, а также учится фокусировать внимание. Кроме того, имеет возможность постигать начало счета. – 14. Удочка. На удочке и рыбках крепится магнит. Ребёнку предлагается, поймать рыбок с помощью удочки. 15. Теневой, пальчиковый театр. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, летучую мышь и др. Пальчиковый театр — фигурки, созданные в форме наперстков. Они соответствуют сюжетам разных известных сказок. При помощи них ребенок представит вам с удовольствием в лицах «Красную шапочку», «Колобка» или какого-то персонажа из другой знаменитой сказки. Также полезно для развития мелкой моторики: заводить игрушки ключиком; резать, вырезать предмет по контуру ножницами (желательно небольшого размера и с закругленными концами). Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Помогать сматывать нитки в клубок. 3. Помогать перебирать крупу. 4. Вытирать пыль, ничего не упуская. 5. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки или копилку. 6. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. 7. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, собирание ягод – отличная альтернатива играм. 8. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. Пособий и упражнений для развития мелкой моторики очень много, мы рассказали лишь о некоторых из них. В детских садах педагоги занимаются развитием мелкой моторики воспитанников. Но, как известно ключевое значение в развитии ребенка отводится семье. Главное, чтобы было желание. Тогда у вас все получится. А сейчас мы практически попробуем выполнить задание, которое вы можете дома повторить вместе со своими детьми. Необязательно покупать, можно сделать из подручного материала. Дети любят работать с бумагой, она мнется, рвется, скручивается. Бумага это что – то волшебное. Из бумаги можно сделать все. Бумагу можно комбинировать с разными крупами, с бросовым материалом. Работая с бумагой, развивается воображение, фантазия, мелкая моторика, речь. Сегодня мы приготовили для вас интересное дело. Мы с вами будем делать грибочки. Посмотрите на нашу волшебную полянку, она ждет когда же на ней вырастут грибочки. Гриб будем делать из мятой бумаги. Для этого мы берем белую бумагу и мнем ее, затем разглаживаем. (Чувствуете наша бумага стала мягче). Далее скатываем трубочку, это будет у нас ножка гриба. Аналогичным способом делаем шляпку. Соединяем две детали ножку и шляпку. А сейчас приклеим наши грибочки на полянку. Сегодня вы научились делать аппликацию, которая способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение. И помните: развивая мелкую моторику – мы развиваем речь. 24 ноября 2020 в 15:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.